Меню
16+

Сетевое издание Ахтынского района

10.12.2020 19:35 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Застывшая музыка в скульптуре

В Ахтынском районе открылась выставка к 120-летию Хас-Булата Аскара- Сарыджа.

Уникальные экспонаты Ахтынского краеведческого музея представлены на выставке к 120-летию Хас-Булата Аскара- Сарыджа, которая открылась днями ранее. Здесь представлены работы автора в миниатюре, фотографии и архивные документы, среди которых самое любопытное- мемуары скульптора.

У всех жителей и гостей района есть прекрасная возможность познакомиться с жизнью и творчеством выдающегося человека, прародителя искусства ваяния в Республике Дагестан.

Отметим, аналогичная юбилейная выставка «120 лет. Джемал Муэддин-Араби, Хас-Булат Аскар-Сарыджа», посвященная основоположникам профессионального искусства Дагестана, открылась в начале ноября в онлайн формате в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой

Участие в открытии выставки приняли представители руководства района, творческой интеллигенции и родственники прославленного скульптора.

На Родине родовое гнездо сохраняют потомки Юсуфа Аскарова, дети его сына Жумрида Аскарова, заслуженного учителя Республики Дагестан.

Представители династии Аскаровых принявшие участие в открытии выставки, напомнили собравшимся еще несколько громких имен предков, первых в своем деле: Сафият Аскарова –первая дагестанская киноактриса, первый дагестанский кинооператор — Бейбулат Аскаров и еще немало интересных людей из рода Сарыджи (Сарыяр). Представители рода, по преданию старейшин, были свободолюбивы, амбициозны. Взгляды их были вольными и неприемлемыми для Дагестана тех лет.

Подробно о жизни и творческом пути выдающейгося человека, уроженца с.Ахты, рассказывал директор Краеведческого музея, организатор выставки Ахмед Дагларов.

Дед Хас-Булата Аскара-Сарыджи Алискер Али-Аскар всячески содействовал развитию у детей способностей, как интеллектуальных, так и творческих.

Творчески одаренным был и Нухбек Аскаров (отец Аскара-Сарыджа), его жизнь переплелась с первым народным театром Дагестана. Именно Нухбег Аскаров впервые нарисовал театральную афишу к первой постановке ахтынского народного театра «Бурж -Али».

Хас-Булат был пятым мальчиком в многодетной семье Нухбека и Мариам Аскаровых. Старше него были братья Юсуф, Асеф, Бей-Булат, Халид. Младшими после Хас-Булата были сестры — Сафият и Саррет, и самый младший брат Арсланбей.

Хасбулат Аскаров, в последующем ставший первым профессиональным скульптором Дагестана, с детства хорошо играл на фортепиано, выступал с концертами в Темирхан-Шуре, одновременно пробовал писать музыку, заниматься аранжировками народных песен. Это увлечение поддерживает его товарищ Готфрид Алиевич Гасанов — будущий основатель Союза композиторов Дагестана, талантливый музыкант и композитор, потомок славного рода Алкадарских. С Хасбулатом они были одногодками и людьми, близкими по духу. В 1918 году Хас-Булат Аскар Сарыджа пишет вальс «Каспийские волны», а в 1921 году в составе первой художественной экспедиции под руководством двадцатилетнего Муэтдина Араби Джемала (будущего основателя Союза художников Дагестана) занимался изучением музыкального фольклора по аулам Дагестана.

В этой экспедиции Х.-Б. Аскар-Сарыджа принимает участие как музыкант, и вместе с Готфридом Гасановым он записывает около ста народных песен и мотивов. Экспедиция была организована в непростое для Дагестана время, когда на смену многовековым горским устоям робко, но неотвратимо приходили новые формы и идеи бытия. Молодые представители горской интеллигенции — М.Джемал, Г.Гасанов, и Х.-А.Сарыджа, были полны созидательных, творческих планов. Они понимали, что распространение образования и просвещения необходимо только через сохранение правил национальной культуры и самобытности. В своих воспоминаниях Х.-Б. Аскар-Сарыджа напишет: «Путешествуя по горам, мы стали свидетелями столкновения старых представлений об изобразительном искусстве с те новым, что внесла в него жизнь. Речь идет о вековом запрете образного выражения человека средствами живописи и скульптуры. Воспитанные на религиозных суннитских догмах, народы Дагестана при всей любви и страстной приверженности к предметам искусства и художественным промысла боялись перешагнуть границу запрета. Не всякий тогда отважился бы стать портретным живописцем или скульптором. Зодчий и художник Муфтали из рода Эюбов, расписавший еще в ХII веке потолок Фарахзарской мечети, вписав в орнаментальное панно людей и сказочных животных, совершил своего рода подвиг.

В этом же, 1921 году Аскар-Сарыджа поступает в Московскую консерваторию по классу известного композитора М. Ипполитова-Иванова, и казалось, путь его предопределен. Помимо учебных занятий юноша занимается аранжировками народных мотивов, собранных в экспедиции по горам Дагестана. Но в его жизни вдруг случается неожиданный крутой поворот. Летом следующего года Аскар-Сарыджа приезжает на каникулы в Дагестан, где ему вместе с художником М. Джемалом предоставляется от правительства республики Дагестан возможность совершить поездку в Баку и Тбилиси для знакомства с культурой соседних республик. В Баку они знакомятся с выдающимся композитором Узеиром Гаджибековым и художником Азимом Азим-заде. В Тифлисе их ожидал давний друг — русский художник Евгений Лансере, дружба с которым началась еще в Темирхан-Шуре, где Лансере жил и преподавал в гимназии для одаренной молодежи рисовальные курсы. А Джемал и Хас-Булат были его учениками.

В Тифлисе Лансере знакомит молодых людей с грузинским скульптором Яковом Николадзе- учеником знаменитого Родена. Посещение его мастерской и знакомство с его работами для Хас-Булата Аскара-Сарыджи становится явлением судьбоносным. Он обнаруживает в себе непреодолимую тягу к изобразительной пластической форме, позже он напишет: «Мое знакомство со скульптором Яковом Николадзе решило мою судьбу, я стал скульптором». Он был основоположником в искусстве ваяния и долгое время единственным в республике профессиональным скульптором.

Коснувшись личности и творчества Хас-Булата Аскара-Сарыджи, нельзя умолчать тот факт, что в 1930 — е годы, когда национальные театры испытывали острый дефицит в пьесах национальных авторов, Хас -Булатом была написана совместно с Р. Фатуевым пьеса «Святая Мукминат».

Этой пьесой Кумыкский национальный театр открыл в октябре 31-го года свой второй театральный сезон. Позже им еще были написаны пьесы : «Два друга», «Высокие горы», «Розы и шипы», повесть » Кинжал и штык». Наряду с большими литературными произведениями, Х.Б Аскар-Сарыджа пробовал писать и небольшие рассказы, которые были изданы в Пятигорске и Москве. Умер Хас-Булат Аскар Сарыджа в Москве, где прожил последние годы, и похоронен на Ваганьковском кладбище. Спустя пятнадцать лет после смерти, в его личном архиве было обнаружено произведение, которое он переписывал и переделывал не один раз. Называется оно «Сарычар-Наме» и начинается с четверостишия:

Настала старость…

Грустнеет небо…

И только зори дальние

Манят меня обманными надеждами…

Хас-Булат Нухбекович являясь первопроходцем скульптуры в республике, обладал выработанным индивидуальным стилем. Он отражал в своих произведениях национальную самобытность и характер.

Первое произведение: скульптора «Последний защитник Гуниба», собирательные образы дагестанок: «Ахульгинка», «Балхарка», «Даргинка», «Лезгинка», образы деятелей Дагестана и других советских республик- каждая работа была пронизана любовью к родному очагу, каждая работа была отдельной историей о жизни человека и его судьбе.

"Дагестан, — пишут авторы "Очерков истории советского искусства Дагестана (1927-1941), — не имевший раннее станковой скульптуры как вида изобразительного искусства, в лице Хас-Булата Аскар-Сарыджи обрел родоначальника национального ваяния. Его работы отличались удивительной точностью в отборе типажей, национальной характерностью, конкретностью в обрисовке облика моделей. Вместе с тем, они несут на себе и печать выразительной монументальности".

Одаренный природой ваятель, творческий путь начал с создания таких исторических произведений, как "Ахульгинки". "Голова мюрида", портреты из композиции "Последний защитник Гуниба", "Мулла", "Мой отец", в которых были воплощены образы легендарных личностей из героического прошлого Дагестана. Он создал великолепные памятники Сулейману Стальскому, Гамзату Цадаса, Александру II, Махачу Дахадаеву и др.

Активная вовлеченность в созидательную жизнь великой страны широко раздвигали границы творчества скульптора. Творческий подъем деятельности, которого пришелся на 1940-1970е годы. Несколько десятков произведений вышло из-под рук мастера. Его высокохудожественные работы, посвященные видным представителям народов СССР, можно встретить в Москве, Пятигорске, Рыбинске, Монголии, Казахстане, на малой родине-в с.Ахты.

Скульптура — не единственное творческое занятие Аскара — Сарыджи, он писал рассказы, повести, сценарии, в 80х годах подводя итоги своей жизни, написал воспоминания.

В его литературных записях много интересных рассуждений о жизни, призвании человека и художника, он делал многочисленные записи сам, "чтоб мысли не угасали и не исчезали вовсе."

Именно глубокомыслящая и сознательная натура автора позволяли так точно передавать в творчестве замысел, повторить знаменитые черты и передать чувства.

Спустя 40 лет после смерти скульптора, мы с уверенностью можем сказать, что мысли его живы в произведениях, и по сей день сохраняют тонкое чувство искусства, которое привил Дагестану, наш земляк Хас-Булат Аскар-Сарыджа!

Использован материал из статьи «Нух Аскаров и его Ковчег», автор: Гулера Камилова,

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13